Цивилизованная рыночная экономика не может развиваться без хорошо отлаженной управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Большое внимание уделяется государственному регулированию всех секторов экономики, всех ее сфер. Рынок - это тоже механизм, который сам все отрегулирует. Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов и методов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и отдельных ее звеньев.
Управление финансами в переходный Период имеет ряд существенных особенностей:
Распад Союза и приобретение суверенитета и международного права республиками. Ранее самый высокий потенциал имели 4 республики: Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Сейчас произошел разрыв, разрушены долгосрочные партнерские и экономические отношения, сложились координально новые взаимоотношения между республиками.
С переходом к рынку в России создается новая система управления финансами и кредитно-денежной сферой, так как прежняя планово-централизованная система к рынку не приспособлена. Был создан Центральный банк, развиваются коммерческие банки, бюджетная система перестроена на принципах федерализма и имеет налоговую основу, установлены таможенные границы.
Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности в процессе приватизации и разгосударствления в экономике образовалось множество институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность определять собственную финансовую стратегию и тактику.
Сложились некоторые характерные финансово-экономические структуры, которые имеют свою специфику и управление финансами. В связи с этим перед государством стоит чрезвычайно важная проблема в управлении финансами - это учет финансовой и экономической деятельности различных субъектов хозяйствования:
а) регламентирование и регулирование деятельности нефинансовых коммерческих корпораций (реальный сектор экономики - и предприятия, которые производят продукцию);
б) контроль за деятельностью финансово-кредитных учреждений;
в) управление финансами государственной и муниципальной власти;
г) контроль за финансовой деятельностью некоммерческих организаций;
д) регулирование финансов домашних хозяйств.
Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий.
Существенно расширились самостоятельность, права и возможности предприятий в использовании финансовых ресурсов. Главная задача финансов предприятий - обеспечить государство. Они являются основой финансовой системы. Во всех регионах заканчивает формироваться финансовая инфраструктура. В основном она складывается по типу иностранных государств.
Государственное регулирование финансов в условиях рыночной экономики играет существенную роль, но в то же время она существенно отличается от функций государства в планово-директивной экономике. Для регулирования финансов необходима достаточная степень автономий Центрального банка в осуществлении им монетарной политики, а также самостоятельности таких вновь созданных структур как коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании. На финансовую политику достаточно сильное влияние оказывают средства массовой информации.
Таким образом, в современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывает определенное воздействие на сбалансированность взаимодействие между различными ветвями власти, регулирование экономики и ее финансовой сферы. Государственное регулирование финансами включает следующие направления - так называемые косвенные методы макроэкономического регулирования финансовой системой:
Выработка принципов и концепций программы экономической политики, мер и методов регулирования финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание президента РФ, подготовку правительством, правительствами субъектов федерации, а также местными администрациями программ проектов бюджетов разных уровней. Кроме того, правительство и ЦБ РФ совместно разрабатывают принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер ее регулирования. Управление финансами регулируется конституцией РФ. В ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; ценовая политика; федеральные экономические службы (федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития и т. д.); установление правовых основ единого рынка. Гражданский кодекс РФ регулирует наряду с экономическими отношениями гражданско-правовые основы управления финансами и финансовыми отношениями: налоговый кодекс определяет основы налоговой политики, бюджетный процесс регулируется бюджетным кодексом (01.01.1999 г.).
Для устойчивого функционирования системы финансов и ее отдельных звеньев большое значение имеет проведение жесткой и гибкой монетарной политики. Проведение в условиях открытой экономики регулирующего валютного курса имеет большое стабилизирующее значение.
Микроэкономические косвенные методы регулирования финансовой сферы:
Формирование и поддержание конкурентной среды, ограничение монополизации рынка.
Регулирование финансовой деятельности (регулирование цен, естественных монополий).
Формирование контрактно-договорных отношений.
Использование государством мер воздействие на товарный и финансовый рынки, поддержание уровня и соотношения цен.
Регулирование внешнеэкономической деятельности государства, коммерческих фирм, банков и проведение эффективной таможенной политики.
Микроэкономические методы прямого административного воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности.
Управление унитарными предприятиями государственной собственности.
Финансовое датирование отдельных предприятий.
Применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товара.
Целенаправленная социально-финансовая защита малообеспеченных слоев и проведение мер социальной защиты.
Установление льгот по налогам и другим платежам (предприятиям, которые входят в план структурной перестройки, малым предприятиям, предприятиям, которые занимаются особыми видами деятельности).
Применение финансовых и других санкций к нарушителям финансовой дисциплины.